Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
20:15 

Композиция, подсознание, популизм.

Френ
Печалька!
Сразу уговорюсь, что уроком этот пост можно назвать довольно условно. Скорее это популистические рассуждения, которые, тем не менее, могут быть немного полезны.
Начнем с сюрприза. На самом деле, каждый из нас уже владеет базовыми приемами композиции.

Подсознание.
Львиную долю всех законов композиции мы зачастую воплощаем в работе неосознанно.
Так что, возможно, наиболее полезным упражнением будет просто взять пустой лист, нарезать каких-нибудь элементов и вдоволь повозить их туда-сюда, прислушиваясь к себе. Но легких путей не ищем.
Я полагаю, не имеет смысла закидывать вас массой разрозненной информации, вроде того, что движение в работе по спирали – символ мужского начала, а чем дальше объект от центра листа, тем он кажется массивнее, а глаз воспринимает идеально 7±2 объекта, и так далее.
Хочу предложить кое-что более практическое.
Удобнее всего учиться на чужих ошибках, так что давайте для примера рассмотрим следующий разворот.

1. Начнем с акцента. Движения мальчика в теории должно было стать центром работы, но на деле это ощущение пропадает. Почему? А хотя бы потому, что бежать бедняге некуда.
Важно: движение требует места.
Кроме того, мальчик заключен в весомую, прямоугольную форму, что противоречит динамике. Стоило бы или обрезать картинку под углом, либо затонировать края краской, и все стало бы на свои места.
2. Главный из второстепенных объектов, домик, отчаянно наезжает на главный объект, в то время как пространство слева от него «гуляет». Важно: если только не задуман эффект эдакой скученности, следует стараться выдержать между предметами хотя бы минимальное расстояние.
3. Знаки вопроса, конечно, имели сакральный смысл, раз уж затолканы в правый угол, символизирующий на листе будущее, развитие. Но, будучи такими темными, плотными и достаточно большими, они окончательно утяжелили эту часть листа. Важно: объект справа всегда выглядит тяжелее объекта слева.
4. Бедная буква «А», огромна, неуместна, да еще и не влезла в лист целиком. Что вообще она здесь делает? Бедняжка – часть нереализованной задумки, что-то вроде начала начал, первой буквы алфавита, с которой возникает движение мальчика к будущему и знакам вопроса. Но, не правда ли, куда как понятнее все это было бы, если появилась еще пара букв алфавита? Важно: каждая идея должна быть реализована до конца, иначе элемент рискует выглядеть, как минимум - случайным, как максимум – неуместным.
5. А вот случай с лампочкой как раз обратный случаю с домиком. По смыслу лампе, символу уюта и света, полагается быть поближе к домику, а не висеть отдельно. Кроме того, объект слишком темный, как для второстепенного. Важно: смысловое единство элементов значит не меньше, чем единство форм.
6. А на этих объектах совокупность всех предыдущих ошибок: им и тесно, и по смыслу они не пойми зачем здесь, и на вопросительные знаки они наезжают, и от прочих, наоборот, слишком далеко отстоят.

Резюме: многие ошибки проще предотвратить, чем разгребать их последствия. Советую в качестве упражнения рассматривать любые рекламы и листовки, репродукции, журнальные страницы: как расположены предметы, как пятна, что создает позитивное впечатление, что наоборот.
Очень часто говорят, что удачная композиция – это, прежде всего, гармония. Я бы переформулировала, что удачная композиция – это то, что привлекает взгляд, независимо от использованных средств. И нарочитый дисбаланс, и хаотичное движение, и даже один-одинешенек главный элемент (например, незабвенный «Черный квадрат») могут образцами удачнейших работ.

@темы: Арт-уроки

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Арт в обложке

главная